Будущее систем кондиционирования VRF и сплит-систем

Поскольку производители систем охлаждения и кондиционирования воздуха в США, Японии, а теперь – и в Европе активно уходят от использования ГХФУ хладагентов, R410A все чаще выбирается как эффективная замена R22. Свыше тридцати ведущих мировых производителей климатического оборудования полностью отказались от использования озоноразрушающих хладагентов и применяют только R410A.

Немного истории

Смесевой хладагент, известный ныне под именем R410A, представляет собой околоазеотропную смесь ГФУ R125 и R32 в пропорции 50/50, которая была запатентована под именем AZ-20® компанией Allied Signal, позднее вошедшей в Honeywell. Смесь не горюча, не ядовита и не разрушает озоновый слой (ODP=0), поскольку компоненты не содержат хлора и имеют короткий период жизни в атмосфере. Температурный глайд смеси — менее 0,2°С. Для сравнения: температурный глайд у конкурирующих хладагентов для кондиционирования воздуха R407C — 5–6°С, R417 — 3–4°С. Опубликованные в 1991 году результаты компьютерного моделирования показали существенные преимущества смеси AZ-20®. Последовали продолжительные собственные испытания и опыты в независимой лаборатории совместно с основными производителями кондиционеров. Результаты испытаний показали существенные преимущества смеси AZ-20® (большая теплопроводность, меньший перепад давления, высокое рабочее давление и холодопроизводительность). Эффективность AZ-20® (R410A по классификации ASHRAE) оказалась на 5% выше по сравнению с R22 и более чем на 10% — по сравнению с 407C и R134a (см. рис. 1, рис. 2).

 

stst.jpg stat1.jpg
 R22 R407C R410A
1. Теплопроводность выше Рис. 2. Перепад давления меньше

Кроме того, оборудование, спроектированное под R410A, превосходит по надежности установки, работающие на R22 и R407C. По данным фирмы Copeland, выход из строя компрессора при работе на R410A происходит на 30% реже по сравнению с компрессором на R22. Производители систем на R407C дают указание пользователям полностью заменять веcь газ в системе в случае утечки. Но полная замена газа влечет за собой дополнительные издержки, в то время как у R410A практически отсутствует температурный глайд, что позволяет дозаправлять установку при сервисном обслуживании без потери производительности (см. рис. 3, рис. 4).

stst2.jpg
Рис. 3. R-407C (утечка/перезарядка): давление при 25 оС; значительные колебания давления;
неблагоприятное воздействие на надежность и производительность системы (tvx)
stst3.jpg
Рис. 4. R-410A (утечка/перезарядка): давление при 25°С; практически стабильное

давление/производительность

Производителями оборудования (OEM) были выделены пять основных причин для применения R410A:

  • превосходные операционные характеристики по сравнению с другими альтернативами;
  • высокая надежность и предсказуемость системы;
  • умеренная стоимость в производстве;
  • безопасность для окружающей среды, экономия энергии;
  • безопасность в применении.

В итоге первые климатические системы, работающие на R410A, были проданы в 1995 году.

Кто следующий?
Несмотря на все еще весьма стойкую популярность хладагента R22, за последние 3–4 года наметился стремительный сдвиг в сторону гидрофторуглеродов, особенно в Японии, где R410А стал уже основным хладагентом. Использование R410А в качестве основного хладагента для бытовых кондиционеров в Японии началось еще в конце девяностых годов. С 2002 года компания Toshiba выпускает полупромышленную серию кондиционеров на R410A.

В 2003 году о переходе на R410A объявила компания Daikin. Другие ведущие японские производители, например Mitsubishi Heavy Ind., также осуществили перевод выпускаемого оборудования на хладагент R410A. В июне 2004 года компания Haier подписала с Honeywell Specialty Materials договор, по условиям которого Honeywell обязуется поставлять озонобезопасные хладагенты для оборудования Haier по всему миру. Один за другим, ведущие производители систем кондиционирования воздуха (ОЕМ) сделали свой выбор в пользу R410A, и сегодня на нем работают десятки миллионов кондиционеров во всем мире. На американском рынке кондиционирования воздуха многие компании (Carrier, Lennox, York, Trane и др.) уже производят моноблочные системы на хладагенте R410A, например, серию чиллеров и руф-топов выпускает компания Carrier.

Как только хладагент R410А был избран в качестве «долгосрочной» замены R22 в бытовых кондиционерах, его употребление стало быстро расти и в Европе. Сегодня почти все продаваемые в Европе бытовые кондиционеры и сплит-системы работают на R410А.

Расширяется его использование в чиллерах для систем кондиционирования и в холодильных установках. R410A может заменять ХФУ хладагенты высокого давления типа R13B1 в новых низкотемпературных системах промышленного охлаждения, для ретрофита существующих систем на R13B1.

Помимо того, что R410А более экологичен, чем R22, спроектированные специально под него установки обладают более высокой энергетической эффективностью и дешевле в эксплуатации благодаря более интенсивной теплопередаче и меньшим гидравлическим сопротивлениям.

Как насчет противоречий?
Несмотря на очевидные преимущества и потенциальные выгоды применения R410А в кондиционировании, некоторые представители монтажных и сервисных служб считают, что с R410А якобы трудно работать, поскольку установки, где он используется, должны быть рассчитаны на более высокое рабочее давление.

Действительно, при более высокой удельной производительности, чем у R22, диапазон нормальных рабочих давлений для R410А составляет от 10 до 30 бар (примерно в 1,5 раза выше, чем у R22), и его следует использовать только в системах, спроектированных для работы при таких давлениях. Однако это нисколько не затрудняет работу с ним: эксплуатация установок на R410А такая же, как и с другими хладагентами, и не требуются ни высокая квалификация обслуживающего персонала, ни особые меры по технике безопасности. При работе с R410А, как и с любыми другими хладагентами, качество соединений и заправки в большой степени зависит от правильного выбора инструментов и материалов (в данном случае они должны быть подобраны с учетом давления), а также от скрупулезного следования предписанной технологии. Само по себе более высокое давление не должно вызывать особых опасений или считаться чем-то беспрецедентным. В принципе, переход с R22 на R410А аналогичен предыдущему переводу систем кондиционирования с R12 на R22. В то время R22 принес с собой рост рабочего давления на 60% (по сравнению с R12) с одновременным повышением производительности и КПД (см. рис. 5).

Более высокая объемная холодопроизводительность R410А по сравнению с R22 и R407C, в сочетании с более высокими коэффициентами теплопередачи, позволяет конструировать компактное оборудование, снижая тем самым стоимость установки и расширяя возможности монтажа. Холодильная установка, специально сконструированная и оптимизированная для работы с R410А, на 5% энергетически более эффективна по сравнению с R22, и на 12% — с R407С.

stst5.jpg

Рис. 5. Давление испарения (evaporation pressure) при 7 оС и давление

конденсации (condensing pressure) при 46 оС

 

Хороший шов — отсутствие утечки
Ясно, что из-за более высокого рабочего давления, не считая других характеристик, R410А не годится для ретрофита или прямой замены, поскольку под это давление должны быть специально сконструированы как заправочное оборудование и манометры, так и фильтры-осушители, запорно-регулировочная арматура, компрессоры, соединительные трубки и теплообменники. Все соединения в цепи компрессор — фильтр конденсатора — вентиль — теплообменник — компрессор должны отвечать высочайшим требованиям, как и при использовании любого хладагента. В то же время, для технического персонала обслуживание установок с давлением 5 бар и 20 бар одинаково — различны лишь инструменты и материалы.

Поскольку материал для пайки соединения на 28 бар отличается от материалов для соединений на 12, 18 или 36 бар, его выбирают, исходя из конкретных условий эксплуатации.

Процедура обслуживания с правильно выбранными фитингами, соединениями и материалами на R410А такая же, как на R22. Но при этом для гарантии отсутствия утечек особое внимание должно быть уделено качеству соединений, в частности, подготовке поверхностей под твердую пайку. Нужно отметить, что для работы с R410А следует использовать медную трубку с более толстой стенкой, выдерживающую давление 52 бара. Вне зависимости от толщины стенки медной трубки (0,6 или 0,9 мм) тщательная подготовка поверхностей под пайку обеспечит скорость и качество ее выполнения. Рекомендуется использование тугоплавких припоев (>540°C). Испытания показали, что прочный шов может получиться при использовании припоя с содержанием серебра не менее 30%, если пайка выполнена профессионально. Чем больше серебра содержится в припое, тем прочнее шов. Также рекомендуется минимизировать использование флюса — применять его только при пайке разных металлов. Словом, с R410A обращаться не труднее и не опаснее, чем с R22: как и в любой работе, главное — профессионализм!

Для хранения и для сбора R410A при его утечке требуются баллоны, выдерживающие давление 48 бар (ADR), которые должны быть заполнены максимум на 75% веса. При заправке системы необходимо работать только с продуктом в жидкой фазе. В случае утечки R410А ведет себя так же, как любой другой хладагент, и требует таких же предосторожностей, как любой другой сжиженный газ. Но нужно помнить, что R410A тяжелее воздуха и в закрытом пространстве он будет этот воздух вытеснять, так что при значительной утечке необходима эвакуация людей и проветривание помещения.

Необходимость бороться за предотвращение утечек не является какой-то спецификой R410А. Она имеет всеобщее значение, что будет отражено в правилах ЕС, регламентирующих качество разъемных и неразъемных соединений в кондиционерах и холодильных установках. Эти правила вводятся в ближайшее время.

Действительность такова, что на сегодняшний день R410А является единственной заменой хладагентам R22 и R407C. Он способен существенно повысить эффективность систем кондиционирования воздуха, чиллеров и холодильных установок, обеспечивая их более высокую общую надежность при самом низком интегральном коэффициенте влияния на глобальное потепление и экологической чистоте. Кроме того, R410A предпочтительнее в плане энергосбережения, необходимость которого, например, в Японии уже отражена в соответствующих законодательных актах.

Легко представить, что закат недолгой эры ГХФУ хладагентов уже наметился и сильно напоминает историю «падения» R12. Так и хочется задать вопрос: а хватит ли денег на R22 для обслуживания имеющегося оборудования после 2010 года?…

Отправьте заявку и получите расчет стоимости в течении часа

 Файл
 Файл
 Файл

Вся информация на сайте, носит информационный характер и не является публичной офертой. Базовые цены указаны в разделе цены. Если Вас интересует поставка оборудования по оптовым ценам обращайтесь к менеджерам отдела продаж.