Дизайнеры самых богатых домов отводили каминам не только функциональную роль, но также создавали их как декоративные предметы в интерьере. На протяжении веков комнаты любого назначения и важности снабжались каминами, и в настоящее время многие дома без каминов были бы непригодными для жилья.
И несмотря на то, что в наше время многие дома обеспечены системой центрального отопления, в последние несколько десятилетий камин оставался неотъемлемым архитектурным элементом домов в Америке, Европе и Австралии. При этом камин не потерял популярности, несмотря на то, что перестал быть жизненно необходимым.
Разнообразие обработки каминов и стилей на протяжении веков являлось отражением модных течений и развитием технологии наряду с истощением природных ископаемых и изменений социальных условий. С расширением границ мира элементы модных каминов декоративных деталей распространялись, увеличивая многообразие существующих стилей. Итальянский Ренессанс XIV в. был особенно богат находками в области дизайна и творческого развития.
Под могущественным покровительством семей Эсте, Медичи, Гонзага, Висконти, и Сфорца различные искусства, включая архитектуру, развивались весьма стремительно. Это было время причудливых поэтических образов и остроумных парадоксов, когда все, от непритязательных шкатулок для безделушек до огромных и роскошных бальных залов, было украшено декоративными элементами. Каждый предмет, от декора внутреннего интерьера до камзола и рейтуз, был украшен символами эквивалентом инициалов дизайнера, которые сейчас можно видеть на футболках и вычурном багаже. Камины не являлись исключением, на них также вырезались в виде символов инициалы собственника, которому принадлежал дом. Испанец Балтазар Грасиан написал: «Эмблемы, и иероглифы, мифы и родовые девизы как драгоценные камни в золотой оправе изысканного разговора». Так же происходило и с каминами.
Семья эпохи Ренессанса не могла чувствовать себя комфортно у огня, если бордюр камина не был украшен импозантными путти, резными и позолоченными листьями, геральдическими орлами, орнаментом из листьев, лентами, пилястрами и зубчатыми выступами. Такие камины не могли считаться простым декоративным элементом: они утвердили себя как великолепное самостоятельное архитектурное сооружение. И неважно, горел ли в них огонь или нет. Начиная с того времени, дизайн каминов постоянно изменялся, они начали привлекать все большее внимание архитекторов и дизайнеров.
Предназначение камина в разные эпохи трактовалось различно. Если в эпоху Ренессанса делалось все возможное, что бы выставить напоказ богатство и власть человека при помощи массивных, подавляющих размерами каминов, отражающих статус владельца, то в наше время камин может быть маленьким и не украшенным или большим и рельефным, но, каким бы он ни был, он выглядит неизменно прекрасно. Декоративной обработке подвергся не только сам камин, но и каминная полка. В Викторианскую эпоху это искусство было улучшено и доведено до совершенства. Но индивидуальный подход к использованию каминной полки как витрины для цветов, ценностей и предметов искусства может привнести элемент оригинальности в дизайн самого простого камина.